1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Компания "Альматея" работает на
Российском рынке аудиторских услуг уже:
 

250 клиентов



Сегодня Курс ЦБ РФ USD  36.0501 (0.2629)   Курс ЦБ РФ USD  36.1847 (0.1346)   МРОТ: 4611   Индекс дефлятор:
19.04.2024 на 28.02.14 EUR  49.3454 (0.1631)   на 01.03.14 EUR  49.5839 (0.2385)   Ставка рефинансирования: 8,25% с 14.09.12

Благотворителям предоставили льготы

PDF Печать E-mail

18 июля Президент подписал закон, вносящий изменения в часть вторую Налогового Кодекса в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.

Первые изменения коснулись статьи 149, определяющей операции, освобождённые от уплаты НДС. Подпункты 3-5 пункта 2 изложены в новой редакции. Подпункт 3 сформулирован следующим образом:

"3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;";

исключена формулировка налогоплательщика – "предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты", что предоставляет более широкие возможности освобождения от уплаты налога при реализации социально значимых услуг для населения. Более чёткую формулировку получил подпункт 4, касающийся услуг дошкольного образования, существенным критерием является реализация дошкольной общеобразовательной программы:

"4) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;".

Касательно подп. 5 можно сказать, что данный подпункт сформулирован законодателем для более правильного понимания, а следовательно и применения налогоплательщиками – образовательными и медицинскими организациями, производящими и реализующими продукты питания для собственных нужд.

Претерпел новую редакцию подп. 14, он изложен в следующей редакции:

"14) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;";

предыдущая редакция выглядит следующим образом:

"14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;";

положения абзаца первого новой редакции дают более широкое логичное толкование условий данного подпункта для применения льгот образовательными организациями, услуги, указанные в лицензии, соответствующие образовательным программам или их направленности и уровню, освобождаются от НДС; абзац второй сформулирован таким образом, по которому налоговое законодательство имеет возможность предоставить исключения из данной нормы.

Пункт 2 дополнился подпунктом 141:

"141) услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;

 услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости;".

В 2011 году социальная работа организаций, направленная на обслуживание несовершеннолетних детей, предоставление услуг и социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержку попечителей, организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий и других услуг, перечисленных в данном подпункте, получила освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Государство, осознавая важность данной работы структурами и организациями, зачастую не всегда государственными, для нынешнего населения страны, учитывая экономическую и социальную конъюнктуру последних лет, вполне логично снижает налоговую нагрузку для налогоплательщиков оказывающих данного вида услуги.

Некоммерческие организации, предоставляющие услуги просвещения в сфере культуры и искусства, и ранее получающие налоговые выгоды в рамках своей деятельности, получили новую редакцию подпункта 20, касающуюся условий получения льгот. Освобождение от уплаты НДС получают, как и ранее, определённые законом услуги, оказываемые конкретно определённым перечнем некоммерческих организаций. Эффективность применения рекламы в социальных целях неоднозначна и оценивать её трудно, однако как коммерческое явление она всегда являлась мощным инструментом стимулирования спроса и мотивации у потребителей, и вполне обосновано её применение для целей составляющих предмет социальной мотивации.

Законодатель счёл нужным освободить безвозмездно оказываемые услуги по производству и распространению социальной рекламы от НДС, учитывая указанные в законе нюансы, это вполне обоснованная налоговая льгота. Однако существуют существенные ограничения:

1. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

2. В социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

3. В социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Но указанные требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Налогоплательщики вправе отнести расходы по безвозмездно оказываемым услугам по производству и распространению социальной рекламы к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при исчислении базы налога на прибыль.

Статья 150 дополнилась новым пунктом (16), согласно которому не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации, при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Важная часть изменений внесённых в Налоговый кодекс коснулась подоходного налога. Законодатель теперь не указывает на благотворительную помощь как на доход, с которого нужно удержать 13% в пользу государства. Освобождены от уплаты НДФЛ добровольцы, осуществляющие благотворительную деятельность по гражданско-правовым договорам, с возмещения сопутствующих расходов для оказания обязательств по данным договорам.

Налоговый кодекс дополнен и другими нормами, касающиеся некоммерческих организаций и благотворительной деятельности; получили новые редакции другие подпункты.